Очередное заседание клуба «Дорога к Храму» прошло 15 мая на базе нашей церкви. Тема заседания – «Литургия. Проскомидия».
Волосюк Ольга Ивановна, руководитель клуба, рассказала о проскомидии как первой части Божественной Литургии.
Зачастую недавно пришедшие к Православию люди с трудом разбираются в нюансах богослужений, церковных словах и молитвах. Да и те, кто часто посещает храм, не всегда знают все тонкости богослужения.
Во время работы клуба присутствующие члены клуба больше узнали, что такое проскомидия, как она совершается и в чём её значение на Литургии.
Таинство Литургии было установлено Самим Господом во время Тайной Вечери, в Страстной Четверг, перед Распятием. Это событие описывают все евангелисты и наиболее подробно – апостол Иоанн Богослов.
За Тайной Вечерей Господь дал последние наставления апостолам, вновь напомнил, что Он должен покинуть их, умерев страшной смертью. Христос называет учеников детьми – как никогда раньше – и призывает их любить друг друга, как Сам Бог любит их. Ради укрепления их веры и рождения Церкви, скрепленной Самим Телом Христа, Господь совершает и устанавливает навечно величайшее Таинство, скрепившее Новый Завет между Богом и человеком – Таинство Евхаристии (по-гречески благодарения), по-русски обычно называемое Таинством Причастия.
Христос взял в Свои руки хлеб и, благословив знамением, разломил, затем налил вина и раздал всё ученикам, говоря: «Возьмите и ешьте: это Тело Мое и Кровь Моя». Этими словами священники по сей день благословляют вино и хлеб за Литургией, когда они пресуществляются в Тело и Кровь Христову.
…Литургия делится на 3 части: Проскомидия, Литургия оглашенных, Литургия верных.
Проскомидия проходит в алтаре, за закрытой завесой. Проводит её священник и диакон (священник может служить без диакона), и простые миряне не могут увидеть ход богослужения. Проскомидия – часть Литургии или, в просторечии, обедни (это слово означает, что верующие едят Святые Дары, «обедают»).
Вначале священнослужители готовятся к совершению проскомидии. Входя в алтарь, они совершают молитву, затем с особыми молитвами облачаются в священные одежды, которые надеваются перед каждым богослужением (у священника особо выделяется фелонь – верхняя жёсткая накидка из парчи, и епитрахиль – парчовая лента, скреплённая металлическими круглыми пуговицами), а также совершают омовение рук, читая слова 25 псалма.
Греческое слово проскомидия означает принесение. Первые христиане приносили с собой всё необходимое для литургии: хлеб, вино, свечи. Поэтому и сам хлеб, употребляемый для совершения Литургии, называется просфорой, то есть приношением.
Просфора – это круглый квасной хлеб, состоящий из 2-х частей, символизирующих 2 природы во Христе – Божественную и человеческую. На верхней части просфоры печатаются крест и буквы: ”IСХС” “NIKА” (Иисусом Христом побеждай).
Для проскомидии употребляется 5 просфор в воспоминание чудесного насыщении Христом пятью хлебами 5000 человек, но только 1 из этих 5 просфор станет Причастием, потому что один Христос, Спаситель и Бог.
Проскомидия совершается на жертвеннике – небольшом столике слева от главного престола храма. На нём стоят священные сосуды: покрытые парчовыми салфетками («воздухами»), звездица, покровец, потир, копие и дискос.
Священник, облачившийся в священные одежды, берёт просфору и трижды осенив её крестным знамением, вырезает 4-угольную часть – Агнец. Эта часть на Литургии верных таинственно пресуществляется в Тело Христово.
Священник полагает Агнца на середину дискоса, крестообразно надрезает и пронзает копием в воспоминание страданий Господа на Кресте.
Затем священник соединяет красное вино с водой и вливает его в потир (чашу) для таинственного пресуществления его за Литургией верных в Кровь Христову.
Далее священник вынимает частицы из оставшихся 4-х просфор:
из 2-ой – в честь Богоматери;
из 3-ей – 9 частиц в честь 9 чинов святых:
- Иоанна Крестителя, пророков, апостолов;
- святителей, мучеников, преподобных;
- бессребренников, Иоакима и Анны – родителей Богородицы и святых храма, дня, и того святителя, которого совершается Литургия (Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова).
из 4-ой – за здравие всех православных христиан;
из 5-ой – за упокоение души всех усопших православных христиан.
В это время священник поминает людей, имена которых пишут их близкие в записках. (Все части просфор становятся Телом Христовым в Чаше Причастия. Так люди получают великую силу и благодать от Бога. Вот почему каждому человеку нужно бывать на Литургии – подавать записку за себя и близких, причащаться Святых Христовых Тайн – Тела и Крови Господа. Это особенно важно делать в трудные жизненные моменты, несмотря на нехватку времени).
Все эти частицы раскладываются в особом порядке на дискосе рядом с Агнцем. Такое расположение частиц вокруг Агнца символизирует Церковь, в которой соединены все святые, живые и усопшие христиане, и глава Церкви – Христос.
В заключение священник ставит над дискосом звездицу для сохранения частиц в порядке, покрывает их двумя покровцами, и вместе покрывает большим покровом (воздухом), кадит Предложенные Дары, прося Господа благословить их, помянуть принесших эти дары и тех, за кого они принесены.
В символических действиях и словах молитвы на проскомидии вспоминаются два важнейших события:
- Воплощение (Рождество Бога Слова) (изъятие хлеба от хлеба – плоти Христа от плоти Приснодевы Марии) и
- принесение Им Себя в Жертву на Кресте для спасения людей.
Об этом напоминают:
- дискос (ясли и гроб);
- звездица (Вифлеемская звезда);
- покровцы (пелены, повивавшие Младенца и погребальные пелены).
Как жизнь Иисуса Христа от рождения до 30 лет была сокровенна от народа, так и проскомидия совершается в алтаре при закрытых Царских Вратах и задернутой завесе – незримо для молящихся.
Во время совершения проскомидии в храме читаются 3-й и 6-й часы.
Клирик нашего храма иерей Димитрий Кабишов (настоятель храма святых безсребреников Космы и Дамиана в аг. Драчково) дополнил сказанное Ольгой Ивановной. Он отметил огромнейшую роль проскомидии и необходимость каждому прихожанину присутствовать на проскомидии и внимать тому, что совершается в этой части Божественной Литургии. И, как всегда, слова батюшки глубоко затронули присутствующих. Много полезного каждый вынес из этой встречи. Полезная состоялась беседа. Это был ещё один шаг каждого из присутствующих к искренней чистосердечной молитве…
Был также организован просмотр видеофильма «Какое значение имеет поминовение живых и усопших на проскомидии».
Автор: Ольга Волосюк