18 сентября прошло заседание клуба «Дорога к Храму»

«Литургия оглашенных. Антифоны 1 и 2. Псалмы 102 и 146. Единородный Сыне. Блаженны» – такова тема заседания.

Эти вопросы перед присутствующими очень подробно раскрыли Волосюк Ольга Ивановна, руководитель клуба, и клирик нашего храма иерей Димитрий Кабишов.

Вторая часть Литургии – Литургия оглашенных носит учительный (огласительный) характер, иногда её называют Литургией Слова. На ней читаются Послания святых апостолов и Евангелие. На этой части Литургии могут присутствовать оглашенные, т. е. готовящиеся ко Крещению, кающиеся, отлучённые за тяжкие грехи от Святого Причащения.

Начинается литургия оглашенных священническим возгласом прославления Святой Троицы.

Затем священник произносит великую или мирную ектению, в которой перечисляются наши разнообразные прошения к Господу. Мирной она называется потому что напоминает нам, что молиться Господу нужно примирившись со всеми.

После великой ектении поются псалмы 102-й: «Благослови, душе моя, Господа» и 145-й: «Хвали, душе моя, Господа», разделяемые малой ектенией. В этих псалмах изображены благодеяния Божии роду человеческому. Псалмы эти называются изобразительными, а так как петь их положено на двух клиросах попеременно, то по-гречески они называются также «антифонами».

Вспомним слова священника Александра Меня и задумаемся над ними: «Благодарственная молитва – самая прекрасная и чистая. Она не ищет своего, не просит, а переполнена радостным сознанием милосердия Божия, излитого на человека. За всё: за глаза, которые видят солнце и красоту мира; за уши, которые слышат гармонию звуков и Слово Божие; за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить, – за всё это благодарит человек. Мы слишком часто забываем о том добром, что дано нам в этом мире; и слова библейских антифонов напоминают нам о благодарности Отцу».

Гимн «Единородный Сыне» напоминает, что главное благодеяние Бога роду человеческому заключалось в ниспослании на землю Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Богородицы и Своею смертию победившего смерть.

В написанном в 4 веке византийским императором Юстинианом гимне изложено православное учение о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием, Иисусе Христе. На текст этого песнопения была написана икона «Единородный Сыне». На ней изображены: Господь Саваоф во славе с Духом Святым в виде голубя; ниже – Спас Эммануил, восседающий на херувимах; в правой руке Его – символы евангелистов. Ангелы держат солнце и луну. Благовещение – «воплощение от Святыя Богородицы». Ниже – композиция «Не рыдай Мене Мати». Внизу слева ангел побивает поверженного Крестом сатану. На Кресте восседает Христос в образе воина в доспехах, от вида Которого толпа нечистых пытается укрыться в чёрной пещере. Справа внизу – смерть с косой на апокалиптическом звере.

Далее следует малая ектения и 3-й Антифон, который представляет собой Заповеди блаженства из Нагорной проповеди Спасителя Мф 5:3-12. В этих Заповедях Господь говорит о том евангельском идеале, к которому должен стремиться каждый христианин.

Церковь напоминает нам о том, что, согласно Евангелию, человек, просящий милости у Бога, сам должен быть смиренным духом, плачущим о своих грехах, кротким, поступающим по правде Божией, чистым сердцем, милосердным к ближним, миролюбивым, терпеливым во всех испытаниях, готовым даже отдать жизнь за Христа.

Был организовано также прослушивание аудиоматериала «Литургия оглашенных. Антифоны. Единородный Сыне. Блаженны»  в исполнении народного хора Сретенского монастыря.

Автор: Ольга Ивановна Волосюк

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *