Паломничество в Храм-памятник в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших

17 ноября воспитанники воскресной школы  нашего храма совершили паломническую поездку в город Минск в Храм-памятник в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших.

Этот бело-золотой величественный храм – один из самых высоких не только в Беларуси, но и в СНГ – уже стал яркой достопримечательностью Минска. Его строительство утверждал сам Патриарх Алексий II, который и дал название храму – в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества послуживших.

Экскурсию провела волонтёр храма – Татьяна Михайловна Кирсанова.

Паломники   внимательно слушали экскурсовода и с большим интересом познакомились с историей возникновения обители, а также посетили храмы и Крипту.

Они узнали, что история этого уникального храма тесно связана с личностью его настоятеля – митрофорного протоиерея отца Фёдора Повного. Ещё в годы своей службы в Лейпциге, вдохновлённый духовной красотой Свято-Алексиевского храма, он мечтал о чём-то подобном на своей Родине. Эту идею воплотил в жизнь архитектор Лев Николаевич Погорелов – автор множества знаковых  для Минска зданий и объектов (к примеру, автовокзала «Восточный», станций метро «Московская» и «Пролетарская», здания епархиального управления).

Сегодня Храм-памятник является главным духовным общенациональным мемориалом в память о белорусах и выходцах из Беларуси, погибших и разбросанных по всему миру революциями, войнами, насильственными переселениями и репрессиями, покинувших родные места в поисках лучшей доли.

Во Всехсвятском храме три придела. Северный нижний – в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, Северный верхний – в честь иконы Богородицы «Утоли мои печали». И главный – в честь Всех святых. Интерьер пределов Всехсвятского храма поражает своей утончённостью, иконостасы являются ярким свидетельством таланта палехских мастеров.

Юным паломникам удалось поприсутствовать на части Божественной Литургии в главном храме торжественных богослужений

в честь Всех святых.

Неизгладимое впечатление осталось от посещения Крипты. Слово «крипта» в современном русском языке почти не употребляется,  но оно хорошо известно в церковной практике уже с античных времён. В переводе с греческого языка – сокровенное место. У ранних христиан так называлось место в катакомбах,  где они совершали богослужения и погребали умерших единоверцев.

В средние века и позднее крипта стала означать часовню под алтарём. Там погребали  защитников Отечества, князей, игуменов монастырей, то есть своих видных и славных сынов, оставивших след в истории.

В Храме-памятнике  Крипта символизирует соединение прошлого с настоящим и настоящего с будущим, с Отечеством Небесным.

Крипту открывают тяжёлые двери. Их можно рассматривать как художественное произведение (скульптор Анатолий Кузнецов). Называются они «Врата слёз» (авторское название скульптора), или «Слёзы Беларуси». Каждая створка весит  более полутонны.  Сама их тяжесть символизирует собою  горе,  пережитое нашим многострадальным народом в веках.

Символика оформления наружных дверей раскрывает духовный и эмоциональный смысл Крипты, историческую связь времён. В основе композиции  6 клейм – символов событий и мест, особо отмеченных в истории Беларуси высочайшим героизмом и страданиями народа.

В Крипте храма собрана земля с полей всех великих исторических сражений в защиту Отечества, а также с мест захоронений мирных жителей, ставших жертвами военных кампаний и репрессий.

Основную смысловую нагрузку интерьера Крипты несут икона Воскресения Христова, написанная мастерами из Палеха, и Неугасимая Лампада, изготовленная из натурального мрамора, художественной бронзы (скульптор – Александр Тухто). Неугасимую Лампаду затеплили огнём, взятым от Гроба Господня в Иерусалиме. По бокам подсвечники.  От лампады любой посетитель Крипты может зажечь свечу за живых и мёртвых (ведь у Бога все живы) или унести домой частичку огня со Святой Земли.

В заключение был посещён деревянный Троицкий храм, который построен из дерева в ретроспективно-русском стиле. Центральный объём храма завершается мощным центральным восьмигранным световым барабаном с шатровым верхом, увенчанным золотой главкой. Вход в храм подчёркивает высокая шатровая звонница.

…Храм-памятник в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших – это настоящая книга памяти, памяти обо всех тех, кто защитил нас от пуль, издевательств, унижений прошедших лет, и тех, кто своей жизнью доказал ценность силы человеческого духа и веры.

Все остались довольны поездкой.

Автор: Ольга Ивановна Волосюк

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *