19 февраля прошло заседание клуба «Дорога к Храму»

19 февраля на базе нашей церкви прошло заседание клуба «Дорога к Храму».

Волосюк Ольга Ивановна, руководитель клуба, провела небольшую экскурсию по храму, ещё раз познакомила присутствующих с планом работы клуба на текущий календарный год, основная тема которого – «История православной культуры», а также раскрыла тему заседания – «Древнее культовое зодчество на Руси».

Первые русские храмы

Строительство первых храмов началось с проникновением на Русь христианства, видимо, к X веку.

В договоре князя Игоря с Византией 945 года, то есть полвека до принятия Русью христианства, упоминается ки­евская церковь Ильи Пророка. Однако в основном русичи были язычниками и, как и другие язычники, часто разрушали христианские храмы.

После принятия Русью Православия, то есть с 988 года, начался процесс активного культового строительства.

Сначала для этого приглашали «мастеры из грек». Постепенно овладевая мастерством византийских зодчих, строители Древней Руси осваивали греческий стиль, постигали секреты и вместе с тем дополняли его собственным опытом, вносили элементы славянского мировоззрения и мироощу­щения, личное переживание этического и эстетического со­держания новой религии. Так формировался русский стиль христианской архитектуры.

Первым каменным храмом, построен­ным на Руси после её крещения, стала возведённая в Киеве, на месте убиения христиан-варягов Иоанна и Феодора,  цер­ковь в честь Пресвятой Богородицы. Строилась она пригла­шёнными Владимиром византийскими мастерами с 989-го по 996 год и символизировала торжество новой государственной религии. Церковь называли Десятинной, потому что Влади­мир выделил на её содержание одну десятую часть своих до­ходов. Храм был разрушен в 1240 году стенобитными маши­нами хана Батыя. До наших дней дошёл неполный фундамент этой церкви.

Самые древние из сохранившихся русских храмов

Самым древним из дошедших до нас русских храмов является Спасо-Преображенский собор в Чернигове, строительство которо­го было начато до 1036 года. Это была придворная церковь князя Мстислава Черниговского. Высота её около 30 м. Среди всех древнерусских храмов это самый «византийский», то есть в наибольшей степени соответствующий византийскому стилю, но, как отмечают специалисты, и здесь уже присутствуют элемен­ты русского своеобразия.

В 1037 году было начато возведение собора Святой Софии в Киеве по указанию Ярослава Мудрого, который в годы своего правления развернул в столице грандиозное строительст­во. Храм, посвящённый Софии – Премудрости Божией, стал центром главного города Киевской Руси. Высота цент­ральных глав Софийского собора – около 29 м.

По образцу этого храма Софийские соборы были построе­ны в других центрах Руси: Новгороде и Полоцке.

Возможно, строительство новгородского Софийского собора возглавляли зодчие, которые участвовали в возведении Киевской Софии, что сказалось на их большом сходстве.

Инициатором строительства Новгородской Софии стал также Ярослав Мудрый, который до киевского княжения был князем новгородским, где после себя посадил на княже­ский престол сына своего Владимира.

Эти два храма, имеющие одно название, столь близкие по внешнему устроению и размерам, должны были символизи­ровать единство двух главных городов и княжеств, а, следова­тельно, и единство общерусское. Новгородский Софийский собор строился с 1045-го по 1050 год.

Софийские соборы в Новгороде и Полоцке дошли до нас. но новгородский – в сильно перестроенном виде.

Хорошо сохранились некоторые храмы XII века: Успенский (1158-1185 гг.) и Дмитриевский (1194-1197 гг.) во Владимире, церковь Покрова на Нерли (1165 г.) близ Владимира, смоленскал церковь святых Петра и Павла (сер. XII в.), новгородский собор Николая Угодника на Ярославовом дворе (1113 г.), Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде (1119-1130 гг., новгородская церковь Спаса на Нередице (1198 г.), Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1157 г.).

Под Суздалем князь Юрий Долгорукий в местечке Кидекша возвёл мощные укреплённые палаты с церковью святых Бориса и Глеба (1152 г.). Сыновья Владимира Святого Борис и Глеб па­ли жертвой борьбы за киевский престол от руки старшего брата Святополка, получившего за то прозвище Окаянный. Одногла­вая церковь была сооружена из массивных блоков местного белого известняка, а не по традиции византийского зодчества – из плинфы, поэтому производит впечатление, что строилась она не обыкновенными зодчими, а сказочными богатырями.

Как строились храмы в старину?

От Византии русские мастера переняли кладку из плинфы, плоского квадратного обожжённого кирпича светло-розовых тонов. Толщина плинфы была, как правило, 4 см, но иногда использовалась и более тонкая, и более толстая. Так, например, для Десятинно-Богородичной церкви в Киеве была использована плинфа необычная: светло-жёлтого цвета и со­всем тонкая – 2 см. А черниговские мастера использовали прямоугольную плинфу толщиной 5 см.

В сочетании с толстым слоем белого или розового раствора извести такая кладка выглядела необыкновенно красиво.

Камень обычно использовали только для фундамента, и лишь иногда храмы возводили целиком из природного материала – известняка, например церковь святых Бориса и Глеба под Суздалем.

Использовали для строительства храмов на Руси и более дешёвый материал – дерево. В деревянном зодчестве рус­ские зодчие добивались поразительного совершенства: строи­ли быстро, красиво, надёжно, без единого гвоздя, все элемен­ты скреплялись только деревом.

Дошедшая до нас культовая деревянная архитектура удивляет и восхищает как внешней красотой, так и мастерством исполнения.  Наиболее древний деревянный храм — церковь Ризоположения в селе Бородава Вологодской области, ныне на тер­ритории Белозерского монастыря, была срублена (построена) в 1486 году.

Устройство крестово-купольного храма

Храм имеет совершенно особое назначе­ние, отличное от любого другого сооружения: обычного жи­лища, дворца, развлекательного учреждения, школы, больницы и т. п.

Храм создаётся для верующих, для их соборных молитв и совершения Таинств. Поэтому и строится он так, чтобы и внешний облик, и внутреннее устроение храма соот­ветствовали этому назначению.

Главной внешней особенностью православного храма яв­ляется его купольное завершение с водружённым на нём пра­вославным крестом.

Во внутреннем устроении здания храма особое значение имеет свод, символизирующий духовное Небо и сооружае­мый таким образом, чтобы создавать впечатление глубины и вместе с тем незыблемости и прочности духовного мира – тверди небесной (вспомните, в каком смысле используется слово «твердь» в 1-й главе «Бытия»).

В христианских храмах используют разные типы конструк­ций сводов: крестовая, цилиндрическая, купольная и другие.

В Древнерусском государстве получила распространение крестово-купольная архитектурная система. Принцип её заключается в организации храмового пространства и глав­ных несущих и опорных конструкций по типу креста с воз­ведённым в центре куполом. В плане здание церкви как бы расчленяется крестом, перекрестье которого приходится точно на центр храма, то есть на подкупольное пространство между четырьмя столбами, где собираются верующие во время богослужения.

Вход в здание находится в западной его части, а алтарь располагается в восточной.

Главные и прочие столбы делят храм на нефы (неф – значит «корабль»). Это галереи, идущие от входа к алтарю. Нефов в храме может быть один, два, три и более, чаще всего – три или пять.

Над храмовым зданием вокруг главного купола могут располагаться меньшие по размерам купола. Число купо­нов всегда символично, например: один – соответствует Божиему Единству, три – символизируют Святую Троицу, пять – Христа и четырёх евангелистов, тринадцать – Христа и Его двенадцать учеников.

В деревянном зодчестве на севере Руси в XIV-XV веках сложился шатровый стиль, а в XVI веке он стал широко рас­пространяться в строительстве каменных храмов централь­ной части России.

Шатром в архитектуре называется завершение башен, хра­мов, теремов в виде четырёхгранной или восьмигранной пирамиды. Такое завершение использовано, например, в храме По­крова Пресвятой Богородицы (храм Василия Блаженного), построенном в 1555-1560 годах на Красной площади Москвы по приказу Иоанна Грозного в честь завоевания Казани.

Шатровый стиль украшает и Храм Вознесения Господня, построенный на высоком берегу Москвы-реки в Коломенском (Москва). Храм был освящён 3 сентября 1532 года. В 1649-1652 годах в Москве была построена церковь Рождества Богородицы в Путинках, ставшая последним храмом в Москве с шатровым завершением.

В 1652 году патриарх Никон запретил строительстве шатровых храмов, и с этого времени шатры строились толь­ко для колоколен.

Позднее строительство таких храмов возобновилось В Первомайском районе Минска недавно освящён шатровый храм – храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших.

Автор: Ольга Ивановна Волосюк

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *