Занятие клуба «Дорога к Храму» онлайн

Добрый день!

(Герб Белорусской Православной Церкви)

Эпидемиологическая ситуация внесла свои коррективы в работу клуба «Дорога к Храму».  В это непростое время мы продолжаем работать в новых условиях – проводим занятия онлайн. Благодаря этому каждый из вас может узнать что-то новое узнать о Православии, о святынях или святых, «прикоснуться» к иконам …  В 2021 году главной темой всех занятий клуба будет тема «Православие. Священное Писание». Сегодня у нас первое занятие. Итак, приступаем.

 

РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

…кто не понимает в народе нашем его Православия и окон­чательных целей его, тот никогда не поймёт и самого народа нашего.

Ф. М. Достоевский

Русская культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь её значимой и неотъемлемой частью. Величие русской культуры на протяжении десяти веков её развития связывалось и связывается теперь с её глубоким духовным содержанием. Не только истоки этой духовности и народные традиции, но и тематика, идеи и образный язык лучших произведений современного искусства восходят к православной этике и истории христианства Руси.

Православие является традиционной и культурообразующей (образующей культуру) религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца X века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, в общественных местах, определяя отношения к государству, людям, природе… Законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием Православной Церкви. Христианская тематика питает образами, идеалами, идеями творческую сферу; искусство, литература, философия используют религиозные понятия и символы, периодически возвращаются к православным ценностям, изучают и переосмысливают их. (Фигура ангела на шпиле Петропавловского собора. Санкт-Петербург)

Православная Церковь объединяет народ в будни и в праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы великих созиданий и духовного возрождения.

Что же такое Православие, и почему именно эта религия в течение всей истории выполняет так много функций в жизни народа? И почему оно никого не принуждает к обращению в православную веру и вместе с тем так открыто?.. Видимо, Православная Церковь несёт в себе идеалы, несравнимо более высокие и значимые, нежели сиюминутная выгода, материальные ценности и земное бытие. Но понять это можно, лишь в достаточной мере изучив историю христианства и основы Православия.

Понятия «русский» и «православный» на Руси до XX века означали одно и то же, а именно: принадлежащий к русской православной культуре. Православным, а значит русским, мог стать человек любой национальности, готовый принять через Святое Крещение и веру во Христа православное мировоззрение и образ жизни. И так случалось часто: представители других национальностей и вероисповеданий принимали Православие как веру, мировоззрение и, соответственно, христианское бытие и становились истинными сынами нового для них православного Отечества. Нередко эти люди оставляли яркий след в истории нашей культуры, стремясь верой и правдой служить новой Родине во славу Божию, как говорили на Руси, что означало честное служение не ради личной корысти и собственных интересов, а ради прославления Господа. Таким образом, гражданская общность формировалась не по национальному признаку, а по принадлежности к Православию и отношению к православному государству.

После Октябрьской революции, 23 января 1918 года, но­вое советское правительство приняло Декрет «Об отделе­нии Церкви от государства и школы от Церкви». Был про­возглашён принцип «свободы совести и религиозных убеждений», который на деле превратился в настоящий террор против Православной Церкви, священнослужите­лей и прихожан. Государство и общество были объявлены атеистическими (атеизм – отрицание Бога), а вместо обеспечения прав граждан на свободу совести и религиозных убеждений проводилась политика борьбы с религией. Храмы за­крывали и разрушали, священников арестовывали, подверга­ли истязаниям, убивали. В монастырях устраивали концен­трационные лагеря. В 1930 году в Москве был запрещён колокольный звон.

Такие страшные, жестокие и безнравствен­ные страницы нашей истории были вызваны новой атеистической идеологией, совер­шенно чуждой традиционной русской культуре, фор­мировавшейся веками на православных идеалах любви, добра и смирения. (Богоматерь Умиление Старорусская.  Новгородская икона XII века)

Однако православные тра­диции были глубоки, и право­славная религия оставалась самой распространённой на всей территории.

С 90-х годов XX века православная культура начала интенсивно возрождаться. Изменились и офици­альное отношение к Церкви, и сознание граждан. Вновь зазвонили колокола, в откры­тых и восстановленных храмах и монастырях стали со­вершаться богослужения. Тысячи людей пришли в храмы впервые, обретая духовную защиту и поддержку.

Возрождению православной культуры не могла воспре­пятствовать и даже «способствовала» чрезмерная активность проповедников-сектантов и миссионеров (распространителей) иных религий, а также разного рода «целителей»… С начала 90-х годов они активно пропагандировали свои «пути ко спасению», «воспитательные программы», методы «оздо­ровления и духовной помощи», распространяли литературу и разнообразные фетиши (фетиш – предмет, якобы наде­лённый сверхъестественными свойствами). Причинённый ими многообразный вред обратил многих людей за духов­ной защитой к родным традициям.

В настоящее время Православие официально не является государственной религией, но остаётся культурообразуюшей и традиционной, так как традиции православной религии сохранялись на протяжении всей истории и отразились на всех сферах бытия народа, включая законодательство, общественные, семейные, быто­вые отношения, а также литературу и искусство.

*** *** *** –?–

Прочтите стихотворение иеромонаха Романа (Матюшина), най­дите слова, которые передают образ нации (народа) без Бога. Как вы думаете, почему толпу без Бога объединяет порок? Какие мо­гут быть общие пороки? Можете ли вы привести примеры из исто­рии или современной жизни, когда целые коллективы людей объ­единяются пороком? Какова главная мысль этого стихотворения?

Без Бога нация – толпа,

Объединённая пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что ещё страшней, – жестока.

 

И пусть на трон взойдёт любой,

Глаголющий высоким слогом.

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!

 

Ольга Ивановна Волосюк, руководитель клуба «Дорога к Храму»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *