Добрый день!
Эпидемиологическая ситуация внесла свои коррективы в работу клуба «Дорога к Храму». В это непростое время мы продолжаем работать в новых условиях – проводим занятия онлайн. Благодаря этому каждый из вас может узнать что-то новое узнать о Православии, о святынях или святых, «прикоснуться» к иконам … В 2021 году главной темой всех занятий клуба будет тема «Православие. Священное Писание». Сегодня у нас первое занятие. Итак, приступаем.
РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
…кто не понимает в народе нашем его Православия и окончательных целей его, тот никогда не поймёт и самого народа нашего.
Ф. М. Достоевский
Русская культура всегда находила признание, высокую оценку и достойное место в мировой культуре, являясь её значимой и неотъемлемой частью. Величие русской культуры на протяжении десяти веков её развития связывалось и связывается теперь с её глубоким духовным содержанием. Не только истоки этой духовности и народные традиции, но и тематика, идеи и образный язык лучших произведений современного искусства восходят к православной этике и истории христианства Руси.
Православие является традиционной и культурообразующей (образующей культуру) религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца X века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулирует человеческие отношения в семье, быту, в общественных местах, определяя отношения к государству, людям, природе… Законодательство и международные отношения также развиваются под сильным влиянием Православной Церкви. Христианская тематика питает образами, идеалами, идеями творческую сферу; искусство, литература, философия используют религиозные понятия и символы, периодически возвращаются к православным ценностям, изучают и переосмысливают их. (Фигура ангела на шпиле Петропавловского собора. Санкт-Петербург)
Православная Церковь объединяет народ в будни и в праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы великих созиданий и духовного возрождения.
Что же такое Православие, и почему именно эта религия в течение всей истории выполняет так много функций в жизни народа? И почему оно никого не принуждает к обращению в православную веру и вместе с тем так открыто?.. Видимо, Православная Церковь несёт в себе идеалы, несравнимо более высокие и значимые, нежели сиюминутная выгода, материальные ценности и земное бытие. Но понять это можно, лишь в достаточной мере изучив историю христианства и основы Православия.
Понятия «русский» и «православный» на Руси до XX века означали одно и то же, а именно: принадлежащий к русской православной культуре. Православным, а значит русским, мог стать человек любой национальности, готовый принять через Святое Крещение и веру во Христа православное мировоззрение и образ жизни. И так случалось часто: представители других национальностей и вероисповеданий принимали Православие как веру, мировоззрение и, соответственно, христианское бытие и становились истинными сынами нового для них православного Отечества. Нередко эти люди оставляли яркий след в истории нашей культуры, стремясь верой и правдой служить новой Родине во славу Божию, как говорили на Руси, что означало честное служение не ради личной корысти и собственных интересов, а ради прославления Господа. Таким образом, гражданская общность формировалась не по национальному признаку, а по принадлежности к Православию и отношению к православному государству.
После Октябрьской революции, 23 января 1918 года, новое советское правительство приняло Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Был провозглашён принцип «свободы совести и религиозных убеждений», который на деле превратился в настоящий террор против Православной Церкви, священнослужителей и прихожан. Государство и общество были объявлены атеистическими (атеизм – отрицание Бога), а вместо обеспечения прав граждан на свободу совести и религиозных убеждений проводилась политика борьбы с религией. Храмы закрывали и разрушали, священников арестовывали, подвергали истязаниям, убивали. В монастырях устраивали концентрационные лагеря. В 1930 году в Москве был запрещён колокольный звон.
Такие страшные, жестокие и безнравственные страницы нашей истории были вызваны новой атеистической идеологией, совершенно чуждой традиционной русской культуре, формировавшейся веками на православных идеалах любви, добра и смирения. (Богоматерь Умиление Старорусская. Новгородская икона XII века)
Однако православные традиции были глубоки, и православная религия оставалась самой распространённой на всей территории.
С 90-х годов XX века православная культура начала интенсивно возрождаться. Изменились и официальное отношение к Церкви, и сознание граждан. Вновь зазвонили колокола, в открытых и восстановленных храмах и монастырях стали совершаться богослужения. Тысячи людей пришли в храмы впервые, обретая духовную защиту и поддержку.
Возрождению православной культуры не могла воспрепятствовать и даже «способствовала» чрезмерная активность проповедников-сектантов и миссионеров (распространителей) иных религий, а также разного рода «целителей»… С начала 90-х годов они активно пропагандировали свои «пути ко спасению», «воспитательные программы», методы «оздоровления и духовной помощи», распространяли литературу и разнообразные фетиши (фетиш – предмет, якобы наделённый сверхъестественными свойствами). Причинённый ими многообразный вред обратил многих людей за духовной защитой к родным традициям.
В настоящее время Православие официально не является государственной религией, но остаётся культурообразуюшей и традиционной, так как традиции православной религии сохранялись на протяжении всей истории и отразились на всех сферах бытия народа, включая законодательство, общественные, семейные, бытовые отношения, а также литературу и искусство.
*** *** *** –?–
Прочтите стихотворение иеромонаха Романа (Матюшина), найдите слова, которые передают образ нации (народа) без Бога. Как вы думаете, почему толпу без Бога объединяет порок? Какие могут быть общие пороки? Можете ли вы привести примеры из истории или современной жизни, когда целые коллективы людей объединяются пороком? Какова главная мысль этого стихотворения?
Без Бога нация – толпа,
Объединённая пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней, – жестока.
И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Ольга Ивановна Волосюк, руководитель клуба «Дорога к Храму»