Добрый день!
Приглашаю на 3-е занятие онлайн клуба «Дорога к Храму». Итак, приступаем.
Тема: ИСТОКИ И ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОГО ВЕРОУЧЕНИЯ
Суть учения Христа
Иисус Христос не разрабатывал религиозно-философских теорий, не создавал учений и не оставлял после Себя никаких записи. Всё, что мы знаем о Спасителе, было записано и передано очевидцами.
Сама жизнь, крестная смерть и Воскресение Его были выполнением Божественной Воли и служением людям. И проповедями, и делами Он нёс Благую Весть о Царствии Небесном, которое есть «не от мира сего», а касается душевного, внутреннего устроения человека.
Христос был не просто проповедником, но образцом иного бытия Божественного в человеческом, бытия человека в действенной любви к ближнему и в служении ему. Это противоположно эгоистическому существованию и не имеет ничего общего с формальным выполнением внешних этических законов, так как важна сама причина, побуждающая человека служить другим людям: такой причиной должны быть любовь и сострадание, но не корыстные соображения.
Христос не приобретал ничего для Себя и ничего не имел, вся жизнь Его была отдана людям: Он исцелял болезни и немощи, воскрешал мёртвых, утешал, наставлял, принял страдания и смерть за грехи человеческие и …воскрес. В этом заключается Его миссия и Его учение.
Христос есть Любовь. Жить в Любви (во Христе) – это есть путь, заповедованный Спасителем мира. Это и есть Истина, ибо Любовь имеет Божественное происхождение и является источником жизни и земной, и вечной. «Я есмь путь и истина, и Жизнь» [Ин.14:6].
Кого и как учит любить Спаситель, какой Любовью может спастись мир? Об этом говорится в главе 22 Евангелия от Матфея (Мф. 22:37 — 40):
«37. Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею и всем разумением твоим;
- Сия есть первая и наибольшая заповедь;
- Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
- На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».
В этом суть Спасения, дарованного людям: через обретение любви к Богу и ближнему – обретение бессмертия, то есть жизни вечной. Судьба всего человечества также зависит от любви друг к другу: какими бы строгими ни были законы и договоры, принимаемые и заключаемые людьми, они очень мало защищают от обмана и насилия, если в сердцах человеческих нет места искренней любви и состраданию. Только любовь, сострадание и уважение друг к другу могут стать надёжной гарантией от зла, лжи и насилия. Чтобы действительно исполнять и нравственные, и юридические законы, необходима любовь к Всевышнему и окружающим людям. Люди, не имеющие такой любви, не в состоянии уживаться с общепринятыми законами человеческого общежития. «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков, не нарушить пришёл Я, но исполнить» [Мф.5:17].
Но Всеблагий Господь уважает свободу воли каждого и не может пребывать в нечистом сердце. Поэтому против воли человека и в нераскаянную душу Божественная Любовь не входит.
Во что верят православные христиане. (Основы православной веры)
Православная Церковь ведёт своё начало от апостолов. Она бережно хранит и неукоснительно соблюдает основы христианского вероучения, утверждённые Вселенскими Соборами. Поэтому она называется Единой Святой, Соборной и Апостольской Церковью.
Вся догматика, устроение и практика Православия направлены на общение с Богом, «жизнь по Христу и во Христе».
Православное вероучение (как и вообще христианское) по своей сущности является сверхрациональным, сверхразумным и сверхрассудочным, потому что источником его были не человеческие рассуждения, соображения или творческие поиски, а Божественное откровение, превышающее пределы человеческого разума.
Энциклопедия для детей «Религии мира» рассказывает о христианстве: «Христианство, как ни одна другая религия, основано на тайне. Разум человека не вмещает представления о едином Боге, существующем в трёх лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Таинственно проявление Божественной любви, посылающей Сына Божия на смерть. Тайной является «неслиянное и нераздельное» соединение Божественной и человеческой природы во Христе, рождение Сына Божия от Пречистой Девы. Непостижима для рационального ума возможность воскресения после смерти и то, что смерть одного человека (и одновременно Бога) спасает от смерти всё человечество. Необъяснимо с точки зрения обыденной логики одно из главных таинств христианства – Причащение, основанное на евхаристии (претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы), и приобщение верующих через вкушение этих Божественных Даров к Богу.
Тайны эти можно постичь, только уверовав, а вера, по определению апостола Павла, «…есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» [Евр. 11:1].
Господь просветляет разум человека и преобразует всё его существо, давая возможность непосредственного видения духовной реальности, разумения и исполнения воли Бога. Такой опыт святых и праведников составляет священное Предание христиан.
Опыт пророков иудейского народа, общавшихся с Богом, и опыт людей, знавших Христа в Его земной жизни, воплощены в Священном Писании христиан – «Библии…».
Таким образом, источниками православного вероучения являются Священное Писание и Священное Предание. Основные положения, утверждения, безоговорочно принимаемые на веру за непреложную истину, называются догматами. Всё, во что должен верить и что должен исповедовать, то есть открыто признавать, православный христианин, кратко сформулировано отцами Церкви на Никейском и Константинопольском Вселенских Соборах и составляет Символ веры.
Символ веры
Читается:
- Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
- И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
- Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотив- шагося от Духа Свята и Марии Девы, и воче ловечшася.
- Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
- И воскресшаго в третий день по Писанием.
- И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
- И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
- И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
- Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
- Исповедую едино крещение во оставление грехов.
- Чаю воскресения мертвых,
- и жизни будущаго века. Аминь.
Означает:
- Верую в единого Бога Отца, Который все держит в Своей власти, сотворил небо и землю, всё видимое и невидимое.
- И в единого Господа Иисуса Христа, единственного Сына Божия, рождённого от Отца прежде всякого времени, истинного Бога, рождённого от истинного Бога, как свет рождается от света, рождённого, а не сотворённого, Который одного существа с Богом Отцом и через Которого всё произошло.
- Сошедшего с неба для нас, людей, и для нашего спасения, воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии, и сделавшегося человеком.
- И распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребённого.
- И воскресшего в третий день, как было предсказано в Писании.
- И вознёсшегося на небо, и сидящего по правую руку Отца.
- И Который опять придёт во славе, чтобы судить живых и мёртвых, и Его Царству не будет конца.
- И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, Который исходит от Отца, Которому надо поклоняться и Которого надо славить с Отцом и Сыном и Который говорил через пророков.
- В единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
- Я признаю одно (в жизни) крещение для очищения от грехов.
- Я жду воскресения мёртвых,
- и вечной жизни. Истинно, да будет так.
Православная Церковь сохранила Символ веры без изменений, он читается во время каждого богослужения и ежедневных домашних молитв.
Человек, не принимающий хотя бы один догмат Символа веры, не может стать членом Православной Церкви.
Тринитарное учение
Тринитарное учение, или учение о Святой Троице, является первым из основных догматов Церкви. Оно заключается в том, что Бог един в трёх Лицах, или Ипостасях (греческое слово «hypostasis» имеет много значений, но в данном случае подразумевается «личность»). Троица есть: Бог Отец (Творец, Создатель), Бог Сын и Бог Дух Святой.
Божественные Лица имеют разные ипостасные свойства:
вечно Сущий Отец является Источником Бога Сына и Духа Святого. Бог Сын рождается вечно, не во времени и не в пространстве («прежде всех век»). Так же предвечно Дух Святой исходит от Отца и потому зовётся дыханием Отца.
Все три Лица обладают одной природой или сущностью, то есть единосущны и являются не тремя богами, а одним единым Богом – Троицей Единосущной.
Иногда для пояснения тайны Пресвятой Троицы отцы Церкви прибегают к образам, заимствованным из материальной жизни. Например, огонь, порождаемый им свет и исходящее от него тепло.
Христология
Учение о Лице господа Иисуса Христа – второй основной догмат. Бог Сын был рождён в вечности, до возникновения мира, но две тысячи двадцать один год назад воплотился, родившись человеком от Духа Святого и Девы Марии, соединив в Себе две природы (сущности): Божественную и человеческую.
Православная Церковь не одобряет изображения Бога Отца в виде седовласого старца, так как «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». (Ин. 1:18). Тем не менее, образы Бога Отца в композиции «Отечество» («Троица Новозаветная»), где в лоне (недре) Отчем изображены Господь Иисус Христос и Святой Дух в виде голубя, имеют широкое распространение.
*** *** *** –?–
– В чём заключается суть учения Христа?
– О каких двух главных заповедях Иисуса Христа говорится в главе 22 Евангелия от Матфея?
– Почему Иисуса Христа называют Спасителем мира?
– Что значит «жить по Христу и во Христе»?
– Что такое догмат?
– Что такое Символ веры? Когда и для чего он был сформулирован? Какие основные догматы православной веры вы знаете?
– Что такое тринитарное учение?
– Что утверждает христология?
– Назовите все имена Бога Сына.
– Каково полное название Православной Церкви? Объясните значения составляющих этого названия.
– Что означает слово «ипостась»?
– Во что веруют православные христиане?
Ольга Ивановна Круглякова, руководитель клуба «Дорога к Храму»