Занятие клуба «Дорога к Храму» онлайн

Герб Белорусской Православной Церкви

Христос Воскресе!

Приглашаю на 5-е занятие онлайн клуба «Дорога к Храму».  Итак, приступаем.

 

Тема: Появление первых христиан на Руси. Крещение Руси

Сведения о первых христианах на Руси

 

История русского народа неотделима от истории Русской Православной Церкви.

Христианское учение проникало на Русь задолго до офи­циального принятия Православия как государственной рели­гии. В период княжения Игоря на Руси уже была христиан­ская церковь св. пророка Илии, о которой упоминается в договоре князя Игоря с Византией.

По словам летописца, в Киеве «мнози бо быша варязи христиани» (многие варяги были христианами), в дружине Игоря было немало воинов-христиан. Торговые связи с Грецией через варяж­ских купцов и дружинников способствовали проникновению христианского учения и постепенному его распространению.

Предание рассказывает, что ещё в I веке апостол Андрей Первозванный во время своего миссионерского путешествия добрался до места, где потом раскинулась столица Древнерусского государства – Киев, водрузил там крест и пророчество­вал о возникновении славного христианского народа на этой земле.

 

Славянское язычество

 

До X века восточные славяне в основном были языч­никами.

Для язычества, или многобожия (иначе – политеизм), ха­рактерно поклонение богам, олицетворяющим силы видимой природы, и почитание предков как своих покровителей. У вос­точных славян сформировались два основных культа: культ предков и культ природы.

В культе предков, возможно, даже более древнем, чем культ природы, главное место занимал Род – родоначаль­ник, давно умерший славный предок, которого обожествляли и к которому обращались как к постоянному покровителю. Его называли щуром или чуром (отсюда появилось слово «пращур»). Прародительницы рода тоже почитались и обо­жествлялись, их называли Рожаницами.

Культ природы включал поклонение богам: Сварогу – богу неба; Сварожичам (сынам Сварога): Даждьбогу – богу солнца и Стрибогу – распространителю блага, богу ветра; Перуну – громовержцу, богу грома и молнии; Мокоши (Макоши) – женскому божеству, связанному с водой и покровительствующему женскому труду, рукоделию; Хорсу (Хоросу) и Семарглу (Симарглу), что, вероятно, означает одно и то же: солнечный диск, светило; Велесу (Волосу) – покровителю скотоводства. Извест­ны божества весны и лета – Ярила (Ярило) и Купала (Купало).

Славяне верили и в других духов более низкого порядка: ломовой хозяйничал в доме, водяной – в водоёмах, леший – в лесах, банник – в бане. Души утонувших девушек станови­лись русалками.

Внешние проявления языческих славянских культов были просты и не слишком развиты: не было ни храмов, ни особого сословия жрецов (служителей культа). Эту роль выполняли, веро­ятно, волхвы и кудесники. Обычно на открытых возвышенных местах отводили специальную площадку, где устанавливали грубые изображения богов из дерева или камня – идолов, куми­ров. Перед идолом (идолами) или вокруг них располагались жертвенники – требы (родственное слово – «требовать»), на которых деревянным или каменным истуканам приносили жер­твы, иногда человеческие. Такое святилище носит название «ка­пище» (от слова «капь» – то же, что кумир, идол).

Несмотря на несомненную общность религиозных пред­ставлений всех восточных славян, у разных племён имели место некоторые различия в названиях божеств, их взаимо­отношениях, подчинённости и функциях. По мере усиления княжеской власти у наших предков приобретал новые функ­ции и становился всё более значимым бог-громовержец Пе­рун. Его почитали как верховного бога и покровителя дружи­ны, воинства, княжеской власти.

Языческие верования наших предков нашли отражение в народном искусстве: это сказки, были, былины, песни, орнаменты, костюм и др. Всё это прочно вошло в жизнь рус­ского народа, сохранившись до наших дней в виде фолькло­ра, народных праздников, украшений жилища, предметов быта и др.

В языческий период возникло также множество суеверий, обычаев «задабривать» духов разными жертвами, словами, просьбами. В народе сохранились до сих пор некоторые сла­вянские языческие заклинания, поверья и обычаи.

Славяне носили обереги, то есть амулеты, которые, по мнению наших предков, имели магическую силу: чтобы быть всегда сытым, носили ложечки; для сохранности богатства – ключик; для защиты и обладания физической силой и муже­ством – топорики и мечи; от нечистой силы – бубенчики, колокольчики и т. п.

С почитанием предков и обожествлением природы связан и календарный круг языческих праздников. Главные празднества проводились в периоды солнцестояния, равноденст­вия, «поворота» на лето и тепло.

Зимние Коляды устраивались в честь поворота солнца на ле­то после зимы и, соединившись с христианскими Святками, удержались до наших дней. Проводы зимы и одновременно по­минание предков – Масленица празднуется и сейчас накануне Великого поста. Сохранилась до нашего времени и Красная горка – праздник наступившей весны, празднуется на Святой неделе. Радоница – поминание предков, связанное с перехо­дом к лету, также имеет место и сейчас, на Фоминой неделе. Праздник летнего солнцестояния и праздник леса – Купала и летний праздник поминального характера – Русалии приуро­чились к Иванову дню, получив общее название «Иван Купа­ла». Как видим, после крещения Руси славянский народный календарь не исчез бесследно, но преобразился, сохранив мно­гие праздники, особенно те, которые были связаны с поминани­ем предков.

В богословии существует мнение, что хотя дохристианские представления о мире и были безблагодатными, некоторые из них всё же таили в себе как бы смутное предчувствие Спасителя – Бога Слово, поэтому Православная Церковь эти представления и приняла. Известный русский философ, исследователь религиозных проблем П.А. Флоренский на­зывает такие предчувствия «предызображением» будуще­го откровения Божия, полученного человечеством в Боговоплощении.

 

Святая равноапостольная княгиня Ольга (около 890 – 969 гг.)

 

Княгиня Ольга, жена князя Игоря, оставшись вдовой, мудро и строго управляла государством, а в 955 году (по другим данным з 957-м) совершила долгий путь в Константинополь, чтобы приобщиться к христианской премудрости и принять Святое Крещение. При крещении Ольга получила имя Елена.

Святая равноапостольная княгиня Ольга. Икона

 

Княгиня привезла с собой из Византии священника, который окрестил многих её приближённых. Были по­строены христианские храмы. Это была первая попытка правительствующей особы привить христианское миро­воззрение в сознание русичей.

Княгиня прожила долгую жизнь, последние 15 лет – в христианской вере, преставилась 11 июля (по старому сти­лю) 969 года.

Через 30 лет после смерти Ольги мощи её были обретены нетленными, от них произошло много чудес и исцелений. Князь Владимир, внук княгини Ольги, перенёс её нетлен­ное тело в Десятинную церковь (храм в честь Пресвятой Богородицы), построенную им сразу после своего креще­ния и крещения Руси. Ещё в домонгольское время княгиня Ольга была канонизирована. 24 июля (11 июля по старому стилю) установлен день памяти святой равноапостольной княгини Ольги.

 

Князь Святослав (?–– 972 г.)

 

Святослав, сын княгини Ольги, был очень воинственным князем, постоянно занятым ратными подвигами. Княгиня Оль­га уговаривала сына своего принять крещение, но Святослав отвечал: «Знаю я, что лучше бы мне тебя послушаться. Но если б я и хотел креститься, мои люди не последуют за мной. Если я один приму закон христианский, мои бояре и сановники вместо повиновения смеяться будут надо мной. И зачем же мне самодержство, если из-за чужого закона все меня оставят и я нико­му не буду нужен». Так рассказывает летопись. Однако причи­на, видимо, не только в том, что Святослав слишком ценил свою дружину, боясь, что она его не поддержит. Князь Свято­слав не смог принять идею спасения и понять значение христи­анской морали, в том числе и для государственного устроения.

 

*** *** *** –?–

 

Что значит «языческая вера»?

Сколько богов было у славян-язычников?

Назовите основные культы славян.

Назовите имена и функции главных славянских языческих богов.

Откуда мы знаем о языческих верованиях наших предков?

Назовите божества «низшего порядка».

Каковы были внешние проявления языческих славянских культов?

Назовите языческие славянские праздники. С какими явления­ми природы они были связаны? Когда поминали славяне своих предков?

Что такое суеверие?

За что княгиня Ольга канонизирована как святая и равноапо­стольная?

Что значит слово «преставилась»?

Почему князь Святослав не принял крещения и не продолжил просветительское дело своей матери?

Какое предание связывает апостола Андрея Первозванного с историей русского народа?

Какие проявления язычества мы наблюдаем до сих пор?

 

 

Крещение Руси

 

Святой равноапостольный князь Владимир (? – 1015 г.)

 

Князь Владимир был сыном Святослава, внуком Ольги и правнуком Рюрика. Он сыграл в судьбе русского народа со­вершенно особую роль: именно ему удалось обратить в христи­анство Древнюю Русь и сделать Православие государственной религией.

Сам Владимир пришёл к христианству не сразу. Половину своей жизни он прожил хитрым, воинственным язычником и многожёнцем. Несмотря на то что воспитывался он, видимо, как и братья его, православной княгиней Ольгой, своей бабкой, христианскому учению и образу жизни он не приобщился. Опи­раясь на варягов, с помощью злодеяний он захватил государст­венную власть, убив своего брата Ярополка. Владимир имел че­тырёх жён законных и много наложниц, так рассказывает летопись. Видимо, многожёнство у некоторых славянских язы­ческих племён не считалось беззаконием.

Захватив власть, Владимир проявил отменное усердие в язы­ческой вере: желая отблагодарить высшие силы и укрепить с помощью язычества свою власть, на священном холме близ те­ремного двора он обновил пантеон богов, особенно постарался для Перуна, сделав нового идола с серебряной головой и золо­тыми усами. Его дядя Добрыня, посланный управлять Новго­родом, на берегу реки Волхов тоже поставил нового истукана Перуна. Возможно, Владимира мучила совесть за братоубийство, ибо и языческая вера не позволяла таких злодеяний. Желая примириться с богами, он усердно стал поклоняться идолам, приносить им жертвы и требовал того же от народа.

В 983 году после очередных воинских успехов князь Вла­димир со своею дружиной пожелал принести своим божествам человеческие жертвы. Был брошен жребий: кому из киевских отроков и девиц надлежит стать жертвой идолам. Жребий пал на прекрасного лицом и душою юного варяга Иоанна, сына христианина Феодора. Отец не только не согласился выдать сына, но стал говорить о заблуждениях язычников, о безумии поклоняться деревянным истуканам вместо живого Бога. Поскольку христианство было уже до­вольно распространено, народ его терпел, но открытое хуле­ние христианином языческой веры вызвало мятеж в городе. В ярости народ убил Феодора и Иоанна. После крещения рус­ский народ стал почитать их как первых христиан-мучеников на Руси, Православной Церковью был установлен день памяти их – 25 июля (12 июля по старому стилю). Но это произойдёт только после 988 года, а в 983 году, сразу после убиения варягов-христиан Иоанна и Феодора, были устрое­ны гонения на христиан, многим из них пришлось бежать или скрывать свою веру, храмы были разорены.

Однако Владимир долго размышлял над происшедшим и над услышанным. Заставляли задуматься над проблемой вы­бора новой религии и политические причины.

Летопись рассказывает, что к князю Владимиру приходи­ли разные проповедники, расхваливая каждый свою веру.

Первыми прибыли послы от волжских, или камских, бол­гар, принявших, как говорили на Руси, магометанство (так на Руси называли ислам). Описание мусульманского рая с многочисленными женщинами пленило воображение сласто­любивого князя, но обрезание показалось ему отвратитель­ным обрядом, а запрещение пить вино – безрассудным.

Немецких католиков Владимир выслушал и сказал: «Иди­те обратно; отцы наши не приняли веры от папы».

Иудеев он спросил, где их Отечество. На что они ответили, что родина их Иерусалим, но Бог, разгневавшись на них, рас­сеял их по чужим землям. «И вы, наказываемые Богом, дерза­ете учить других? Мы не хотим, подобно вам, лишиться свое­го Отечества», – сказал Владимир.

Наконец, безымянный греческий философ рассказал кня­зю о содержании Ветхого и Нового Заветов и развернул по­лотно, на котором изображалась картина Страшного Суда. Князь Владимир ужаснулся, осознав участь нераскаявшихся грешников, и, вздохнув, произнёс: «Благо добродетельным и горе злым!» Отпустил князь философа с дарами и великою по­честью. В 987 году князь Владимир собрал бояр и градских старцев и объявил им обо всех предложениях послов, прося совета. Бояре и старцы отвечали: «Знай, князь, что своего ни­что не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разуз­нать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу». И отправил князь десять благоразумных мужей в разные страны.

Послы, вернувшись, поведали, что скудные храмы, уны­лое моление и печальные лица магометан (мусульман) произвели на них впечатление плохое, обряды немецких католи­ков показались лишенными всякого величия и красоты. А по поводу греческой веры говорили так: «И пришли мы в Грече­скую землю, и ввели нас туда, где они служат Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле тако­го зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит слад­кого, не возьмёт потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве». Так преподобный Нестор, летопи­сец, передаёт в «Повести временных лет» рассказ мужей бла­горазумных, которые смогли столь глубоко прочувствовать воздействие красоты православного богослужения.

Бояре же говорили: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она наимудрей­шей из всех людей».

Познакомившись таким образом с разными религиями, испросив неоднократно совета бояр и старцев, Владимир ре­шил принять веру греческую – православную. Но обращать­ся к Византии в качестве просителя гордый князь Владимир не хотел.

В 988 году, завоевав богатый греческий город Херсонес, князь Владимир объявил через послов византийским импе­раторам Василию и Константину, что желает жениться на их сестре, юной царевне Анне, а в случае отказа возьмёт Константинополь. Императорам пришлось согласиться. Но хри­стианка не могла стать женой язычника, даже если он – князь мощного и процветающего государства. Владимир дол­жен был принять Таинство Крещения и отпустить своих прежних жён, что он и обещал сделать.

Царевну Анну в сопровождении духовных лиц и граждан­ских чиновников отправили на корабле в Херсонес. В летописи говорится, что Владимир к тому времени разболелся глазами и ничего не видел. Царевна Анна убедила его в необходимости немедленно креститься. Как только святитель возложил на него руку, князь прозрел, а бояре, поражённые чудом, вместе с кня­зем крестились в этой же церкви св. Василия, располагавшейся на городской площади между двумя палатами, в которых жили великий князь и его невеста Анна. От этой церкви сохранился фундамент.

При крещении князь получил имя Василий. Он возвратил императорам город Херсонес, соорудив в нём новую церковь. Вместо пленников вывел из города одних иереев, вместо дани взял церковные сосуды, мощи св. Климента и его ученика Фима, а также взял художества: двух истуканов и четырёх медных коней.

 

Крещение Руси

 

Крестившись и просветившись светом Святого Евангелия, князь Владимир спешил привести к православной вере свой народ. Сначала он приказал истребить всех кумиров и идолов. Чаще их топили в воде, но иногда и рубили, и сжигали. Перуна привязали к конскому хвосту, били тростями и бро­сили с горы в Днепр. Княжеские воины долго сопровождали его, отталкивая от берега, чтобы народ не выловил идола. Во­ины до самых Днепровских порогов провожали его, после порогов он был выброшен волнами на берег. Место, где идол всё-таки выплыл, получило название «Перуново».

После разорения языческих святилищ Владимир приказал крестить весь народ в водах Днепра и других рек. На мес­тах бывших капищ и треб стали строить христианские хра­мы. Великий князь Владимир построил в Киеве деревянную церковь св. Василия на том самом месте, где стоял знамени­тый Перун. Он призвал из Константинополя искусных зод­чих для строительства каменного храма в честь Пресвятой Богородицы там, где в 983 году пострадали от язычников за веру Христову Феодор и сын его Иоанн. Когда в 989-996 годах храм был построен, князь Владимир отдал туда кресты и сосуды, привезённые из Херсонеса, и велел служить в храме

Крещение Руси. Фреска В.М. Васнецова

херсонесским иереям. На содержание Богородичной церкви князь Владимир выделил одну десятую часть своих княжеских доходов, поэтому она назвалась ещё и Десятинной. По­сле смерти княжеской четы здесь находилась мраморная ра­ка князя Владимира и гробница княгини Анны.

Для просвещения народа князь Владимир приказал созда­вать училища, в которых отроков обучали славянской азбу­ке и премудрости Божией. Это было начало русского про­свещения, образования, распространения грамотности. Поначалу народ считал грамоту опасным чародейством, а матери оплакивали своих отроков, взятых в обучение, как мёртвых.

Сам князь после крещения совершенно преобразился и внутренне и внешне, в жизни бывшего буйного князя-язычника произошли глубокие перемены. Он боялся при­чинять зло, поэтому за оружие брался только для защиты Отечества. На широком княжеском дворе он стал устраи­вать по праздникам угощения для всего народа, а больным велел развозить хлеб, мясо, мёд и другие продукты по до­мам. По распоряжению князя Владимира трапезы для го­лодных стали устраивать не только в Киеве, но и в других городах и деревнях. Князь искренне и глубоко принял хри­стианское учение, старался сделать свою жизнь достойной звания христианина и стал не только мудрым управителем государства, но и духовным вождём для своих подданных. Народ прозвал своего великого правителя Владимиром Красное Солнышко.

Церковь причислила князя Владимира к лику святых, равных апостолам. День памяти святого равноапостольного князя Владимира отмечается православным народом 28 ию­ля (по старому стилю 15 июля).

*** *** *** –?–

Когда и по приказу какого князя была крещена Русь?

Каким был князь Владимир до крещения?

Почему народ прозвал князя Владимира Красным Солнышком?

Расскажите о первых христианах-мучениках на Руси.

Как вы думаете, почему христианские храмы строили на местах бывших капищ?

Расскажите, как Владимир Святой выбирал веру для себя и сво­его народа. Почему он отверг ислам, иудаизм, католицизм? Что привлекало князя Владимира и его советников в Православии?

Какое христианское имя получил князь Владимир при крещении?

Как проводилось крещение русского народа?

Какие первые храмы и где построил Владимир Красное Сол­нышко после крещения? Кому они были посвящены?

Как было положено начало русскому государственному просвещению, образованию?

Подумайте, каково происхождение слов «просвещение», «образование»? Чей свет и образ подра­зумевается?

Почему церковь в честь Пресвятой Богородицы называли Десятинной?

 

Ольга Ивановна Круглякова, руководитель клуба «Дорога к Храму»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *