Занятие клуба «Дорога к Храму» онлайн. Тема: Сюжеты Ветхого Завета

Герб Белорусской Православной Церкви

Приглашаю на 7-е занятие онлайн клуба «Дорога к Храму».  Итак, приступаем.

 

Тема: Сюжеты Ветхого Завета

 

О  сотворении мира и человека

 

Человек – существо особенное, наделённое разумом, ре­чью и свободной волей. Будучи обладателем разума и ос­мысленного слова, человек с самых древних времён стре­мился объяснить происхождение всего видимого и даже невидимого, но явного или иногда открывающегося чело­веку. Все народы занимались такими «объяснениями» и создавали мифы, легенды и сказания о сотворении мира и человека. О том, насколько они близки к истине, до сих пор спорят учёные, но мифологические сюжеты нашли своё место в сознании людей, отражаясь в творчестве древ­нейших безымянных художников, классиков Возрожде­ния, Средневековья и Нового времени, а также в современ­ном искусстве.

Представления разных народов о начале бытия всего су­щего поражают удивительным сходством в самых главных, первоначальных и определяющих чертах. В большинстве мифов и религий Земля и Человек возникли по достаточно общей, так сказать, типовой модели. Жители тихоокеан­ских островов, ацтеки и другие древние народы сохранили в своей памяти версию создания Вселенной, схожую с той, ко­торую донесла до нас Библия.

Книга «Бытие» Ветхого Завета рассказывает о факте и последовательности творения мира чрезвычайно лаконич­ным и подлинно поэтическим языком, на протяжении ты­сячелетий доступным для понимания и духовного творче­ского осмысления. Эти сжатые и вдохновенные строки и поныне остаются источником размышлений, споров, от­кровений, творческих поисков и воплощений. От сотворе­ния мира велось первое летосчисление (5508 лет до Рожде­ства Христова), прообразом семидневной недели явились шесть дней творения и седьмой день отдыха Творца от всех дел Своих.

 

Грехопадение Адама и Евы

 

Согласно Библии, человек был создан как мудрый хозяин при­роды, владеющий речью, способный постигать суть предметов и явлений и имеющий право давать названия каждой твари (от слова «творить», т. е. сотворённые существа). Для человека были созданы необыкновенно благоприятные условия: он жил в раю, где всё было в изобилии для него и его жены. Однако первым людям была дана заповедь: не есть плодов дерева по­знания добра и зла. Третья глава книги «Бытие» рассказывает, что, имея всё полезное для жизни, первые люди соблазнились запретными плодами, в результате чего стали доступны греху и смерти. Имея по-прежнему свободную волю в любом выборе, люди стали склоняться ко злу, что наполняло их жизнь и жиз­ни других людей страданиями и несчастиями. После грехопадения люди от рождения имеют способность распознавать до­бро и зло, но духовная незрелость не позволяет им правильно сделать выбор, склоняя их к сиюминутной выгоде или удовольствию и делая их пленниками греха, зла. О том, как про­изошло грехопадение первого человека и его жены, рассказы­вает третья глава книги «Бытие».

 

 

Последствия грехопадения первых людей

 

Грехопадение Адама и Евы имело для жизни людей ужасные последствия. И дело не только в том, что они были изгнаны из рая и вынуждены в поте лица добывать себе пропитание.

Жизнь без труда мы вряд ли можем себе представить, труд стал нашей потребностью: он не только необходим, но часто доставляет нам удовлетворение, а рай для нас – что-то ска­зочное, нереальное, трудно представляемое. Да и не слишком ли строго наказаны Адам и Ева? Понять цену первого греха можно, только проанализировав его последствия для жизни всего человечества.

Совершённое первыми людьми грехопадение стало пере­даваться следующим поколениям: Адам и Ева ослушались своего Создателя, заботившегося о них, и непослушание укоренилось в их детях, внуках, правнуках, которые также с самых ранних лет перестали слушаться родителей. Это стало причиной многих страданий людских. Как Адам не спешил признаться Господу своему в совершённом грехе, но спрятался от Него, а потом стал оправдываться, так и последующие поколения стали уходить от общения с Бо­гом, надеясь, что Он не увидит их грехов, а друг перед дру­гом и своей совестью находили себе оправдания сами. Они ведь теперь знали, что есть добро, а что – зло. Но одно дело знать, оперировать понятиями, использовать их с пользой для себя, и совсем другое – жить, совершая только благое, доброе, а значит – жить прежде всего для других. Появи­лись ложь, лицемерие, зависть, осуждение, эгоизм и мно­гие другие пороки, и всё это в сочетании со знаниями о добре и зле и умением ими пользоваться. Само понимание добра и зла искажалось, оно стало различным у отдельных людей и народов в зависимости от их интересов, выгоды. Зависть, когда-то спровоцированная дьяволом-змеем («будете как боги!»), стала жить в людях, не давая им покоя, возбуждая их притязания на гораздо большее, чем они имеют, застав­ляя идти на любые нравственные и правовые нарушения.

Если до грехопадения естественным состоянием для пер­вых людей были открытость для общения с Богом, ощуще­ние радости, чистоты и блаженства, а в результате – бес­смертие, то последствием первого греха преступления стали сопровождать человече­скую жизнь, доставляя людям страдания, болезни и смерть.

 

Жертвоприношение Авеля. Русская фреска. Вторая половина XVII в.

 

 

Первое убийство человека

 

Старший сын Адама и Евы Каин был земледельцем, а его брат Авель – пастухом. Принося жертву Богу, Авель вы­делил от своего стада самых лучших животных, а Каин взял обычные плоды. Но, увидев, что Богу угодна была жертва Авеля, Каин затаил злобу на брата и убил его, за что получил проклятие от земли и изгнание Богом в Нод, к во­стоку от Едема.

Каин стал скитальцем на земле и нигде не находил покоя со своими потомками.

У Адама и Евы родился ещё один сын, его назвали Сифом. Потомки его были благочестивыми и назывались сынами Божиими, сифитами.

Всемирный потоп

 

Размножившись и расселившись по земле, люди перемеша­лись настолько, что в каждом новом человеке были задатки и Каина, и Сифа. Человеческий род испортился и развратился, достойных людей становилось всё меньше.

Ноев ковчег. Русская фреска. Вторая поло¬вина XVII в.

Главы 6-9 книги «Бытие» рассказывают о том, как Гос­подь обновил человечество, послав потоп на землю.

Бог решил оставить в живых только праведного Ноя и его се­мью, поручив ему сохранить по паре всех животных. Для этого Ною было велено построить огромный корабль – ковчег.

Когда Ной выполнил распоряжение Бога, воды потопа пришли на землю, обрушившись проливными дождями, про­должавшимися 40 дней и 40 ночей. Вода всё поднималась, а ковчег плавал на поверхности вод. Наконец, вода покрыла са­мые высокие горы и поднялась над ними на 15 локтей. Всё живое погибло на земле. Остались в живых только люди и животные, находившиеся в ковчеге. 150 дней вода покрыва­ла землю, а потом начала убывать.

Многие научные открытия подтверждают, что катастро­фическое поднятие вод в глубокой древности действительно происходило. Об этом говорит и фольклор многочисленных народов, удивительно сходно подтверждающий факт велико­го потопа, зафиксированный в Библии.

Ковчег остановился на высокой горе Арарат, откуда нача­лось новое расселение животных и людей, когда земля про­сохла и расселение стало возможным.

На обновлённую землю были выпущены все животные и птицы и вышли люди: Ной со своей женой, его трое сыно­вей Сим, Хам и Иафет и их жёны. Ной воздвиг жертвенник и принёс жертву Богу, а Господь благословил Ноя и обещал больше никогда не посылать на землю воды потопа. Люди должны были жить праведно и не проливать человеческую кровь. Знамением завета между Богом и людьми стала ра­дуга в облаке.

Большой Арарат, гора высотой 5165 м, находится на Кавказе, вершина её почти на 1 км покрыта льдом. Гора расположена на стыке трёх государств, заключивших дого­вор о запрещении подниматься на Арарат. Препятствуют экспедициям и снежные бури. Однако альпинисту Фернану Наварре из Франции удалось в 1955 году совершить вос­хождение и обнаружить ковчег. Альпинист вырезал кусок обшивки корабля и сделал фотоснимки.

Поскольку экспедиция проводилась без официального разрешения, Наварра был обстрелян пограничниками и арестован, но потом отпущен с фотоплёнками и куском об­шивки. Радиоактивный анализ, проводившийся в несколь­ких странах, подтвердил возраст постройки – около 5 ты­сяч лет.

Фернан Наварра не первым видел ковчег: в III веке до Р. X. вавилонский и греческий историки писали, что в курдских го­рах Армении лежит древний ковчег, а люди с него отдирают смолу для противоядия и амулетов. Иосиф Флавий в I веке по Р. X. и Феофил Антиохийский в 180 году сообщали, что многие приносили с Арарата частицы ковчега, а в XIX веке турки рассказывали, что даже побывали внутри корабля, имеющего много отсеков. В 1916 году русский авиатор Росковицкий, пролетая около вершины горы, наблюдал огромный корабль. После Наварры на Арарат поднималось несколько экспедиций, приносивших новые свидетельства и куски обшивки, но в середине 1970-х годов турецкое правительство запретило подъём на гору.

 

Праведный Авраам

 

После потопа число людей снова стало увеличиваться, и сре­ди них опять появились нечестивцы. Уже сын Ноя Хам за не­почтительность к отцу заслужил от него проклятье. Забывая о едином Боге Творце и Его завете, люди стали поклоняться явлениям природы, светилам и создавать себе кумиров (идо­лов), обожествляя их и принося им жертвы. И опять пролива­лась человеческая кровь, были войны и преступления – в на­рушение завета Бога и Ноя.

За благочестивое житие Господь выделил Авраама, потом­ка Сима, и повелел ему покинуть Ур Халдейский и идти в землю Ханаанскую, где Аврааму было обещано большое по­томство и великое благословение Господа. Авраам прибыл в землю Ханаанскую с бездетной женой Саррой, а брат его Лот со своею семьёй расположился недалеко от города Содома. Но поскольку жители Содома были весьма грешны и злы, то Ав­рааму было велено поселиться в Хевроне, у дубравы Мамре, соорудив там жертвенник Богу.

Однажды Господь явился Аврааму в виде трёх ангелов и со­общил, что у него родится сын. Сначала Авраам принял их за странников и, соблюдая закон гостеприимства, выбежал им на­встречу, упросил войти в жилище и принять угощенье; по обы­чаю того времени, он омыл им ноги. В ходе беседы один из них сказал: «Через год Я опять буду у тебя, и у Сарры, жены твоей, будет сын». Сарра, стоявшая сзади у входа в шатёр, слышала эти слова. Она засмеялась про себя и подумала: «Мне ли иметь такое утешение, когда я уже состарилась?» Но странник ска­зал: «Зачем Сарра засмеялась? Есть ли что трудное для Госпо­да? В назначенный срок Я буду у тебя, и у Сарры родится сын».

Авраам понял, что перед ним не простые странники, а что с ним говорит Сам Господь. Аврааму в это время было 99 лет, а Сарре – 89.

Аврааму было сообщено также, что Господь хочет унич­тожить города Содом и Гоморру за ужасные прегрешения их жителей.

Авраам стал заступаться, прося не губить пра­ведников с нечестивцами. Господь обещал не уничтожать города, если среди их жителей найдётся хотя бы десять праведников.

Но двое ангелов, придя в Содом, увидели там ужасающие нравы и нашли благочестивой только одну семью Лота. Анге­лы вывели Лота с женой и двумя дочерьми из города и велели им спасаться бегством, не оглядываясь на погибающий от ог­ня и серы город. Жена Лота ослушалась и оглянулась, види­мо, сокрушаясь о каре, обрушившейся на жителей, и превра­тилась в соляной столб.

До сих пор на берегу моря, бывшего Солёным, а ставшего Мёртвым, стоит соляной столб около 40 футов высотой. «И пролил Господь на Содом и Гоморру до­ждём серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли» (Быт. 19: 24–25).

Аврааму и его жене Сарре Бог дал сына Исаака.

Господь захотел испытать верность и послушание Авраама и приказал ему принести в жертву своего сына.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Жертвоприношение Авраама. 1635 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Авраам не ослушался и готов был это выполнить. Но ангел Божий остановил его.

 

*** *** *** –?–

 

Какая книга Ветхого Завета рассказывает об этапах творения мира?

Как вы понимаете значение слов «грех», «первородный грех»?

Расскажите о последствиях грехопадения первых людей.

Для чего 2021 год назад пришёл на землю Иисус Христос? По­чему Его называют Спасителем?

Кто совершил первое убийство человека? Как это случилось?

Какое наказание было наложено на Каина?

Как звали третьего сына Адама и Евы, от которого пошло благо­честивое потомство?

Каковы, согласно Библии, причины всемирного потопа?

Расскажите, что вы знаете о Ное и его ковчеге.

Где остановился ковчег, когда сошла вода? Какова дальнейшая судьба ковчега?

Назовите имена сыновей Ноя.

Какое знамение дал Господь в знак Своего завета с людьми? Что обещал Господь Ною, благословляя его после потопа? Что долж­ны были выполнять люди? Выполняет ли Господь Своё обеща­ние? Выполняют ли люди завет Бога?

Что вы знаете об Аврааме?

Как звали жену Авраама и долгожданного их сына?

Какому испытанию подверг Господь Авраама, чем оно закончи­лось?

За что Господь уничтожил города Содом и Гоморру?

Оказались ли в Содоме праведники? Кто они были? Как с ними поступил Господь?

Почему жена Лота превратилась в соляной столб?

 

Ольга Ивановна Круглякова, руководитель клуба «Дорога к Храму»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *