19 февраля на базе нашей церкви прошло заседание клуба «Дорога к Храму».
Волосюк Ольга Ивановна, руководитель клуба, провела небольшую экскурсию по храму, ещё раз познакомила присутствующих с планом работы клуба на текущий календарный год, основная тема которого – «История православной культуры», а также раскрыла тему заседания – «Древнее культовое зодчество на Руси».
Строительство первых храмов началось с проникновением на Русь христианства, видимо, к X веку.
В договоре князя Игоря с Византией 945 года, то есть полвека до принятия Русью христианства, упоминается киевская церковь Ильи Пророка. Однако в основном русичи были язычниками и, как и другие язычники, часто разрушали христианские храмы.
После принятия Русью Православия, то есть с 988 года, начался процесс активного культового строительства.
Сначала для этого приглашали «мастеры из грек». Постепенно овладевая мастерством византийских зодчих, строители Древней Руси осваивали греческий стиль, постигали секреты и вместе с тем дополняли его собственным опытом, вносили элементы славянского мировоззрения и мироощущения, личное переживание этического и эстетического содержания новой религии. Так формировался русский стиль христианской архитектуры.
Первым каменным храмом, построенным на Руси после её крещения, стала возведённая в Киеве, на месте убиения христиан-варягов Иоанна и Феодора, церковь в честь Пресвятой Богородицы. Строилась она приглашёнными Владимиром византийскими мастерами с 989-го по 996 год и символизировала торжество новой государственной религии. Церковь называли Десятинной, потому что Владимир выделил на её содержание одну десятую часть своих доходов. Храм был разрушен в 1240 году стенобитными машинами хана Батыя. До наших дней дошёл неполный фундамент этой церкви.
Самые древние из сохранившихся русских храмов
Самым древним из дошедших до нас русских храмов является Спасо-Преображенский собор в Чернигове, строительство которого было начато до 1036 года. Это была придворная церковь князя Мстислава Черниговского. Высота её около 30 м. Среди всех древнерусских храмов это самый «византийский», то есть в наибольшей степени соответствующий византийскому стилю, но, как отмечают специалисты, и здесь уже присутствуют элементы русского своеобразия.
В 1037 году было начато возведение собора Святой Софии в Киеве по указанию Ярослава Мудрого, который в годы своего правления развернул в столице грандиозное строительство. Храм, посвящённый Софии – Премудрости Божией, стал центром главного города Киевской Руси. Высота центральных глав Софийского собора – около 29 м.
По образцу этого храма Софийские соборы были построены в других центрах Руси: Новгороде и Полоцке.
Возможно, строительство новгородского Софийского собора возглавляли зодчие, которые участвовали в возведении Киевской Софии, что сказалось на их большом сходстве.
Инициатором строительства Новгородской Софии стал также Ярослав Мудрый, который до киевского княжения был князем новгородским, где после себя посадил на княжеский престол сына своего Владимира.
Эти два храма, имеющие одно название, столь близкие по внешнему устроению и размерам, должны были символизировать единство двух главных городов и княжеств, а, следовательно, и единство общерусское. Новгородский Софийский собор строился с 1045-го по 1050 год.
Софийские соборы в Новгороде и Полоцке дошли до нас. но новгородский – в сильно перестроенном виде.
Хорошо сохранились некоторые храмы XII века: Успенский (1158-1185 гг.) и Дмитриевский (1194-1197 гг.) во Владимире, церковь Покрова на Нерли (1165 г.) близ Владимира, смоленскал церковь святых Петра и Павла (сер. XII в.), новгородский собор Николая Угодника на Ярославовом дворе (1113 г.), Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде (1119-1130 гг., новгородская церковь Спаса на Нередице (1198 г.), Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1157 г.).
Под Суздалем князь Юрий Долгорукий в местечке Кидекша возвёл мощные укреплённые палаты с церковью святых Бориса и Глеба (1152 г.). Сыновья Владимира Святого Борис и Глеб пали жертвой борьбы за киевский престол от руки старшего брата Святополка, получившего за то прозвище Окаянный. Одноглавая церковь была сооружена из массивных блоков местного белого известняка, а не по традиции византийского зодчества – из плинфы, поэтому производит впечатление, что строилась она не обыкновенными зодчими, а сказочными богатырями.
Как строились храмы в старину?
От Византии русские мастера переняли кладку из плинфы, плоского квадратного обожжённого кирпича светло-розовых тонов. Толщина плинфы была, как правило, 4 см, но иногда использовалась и более тонкая, и более толстая. Так, например, для Десятинно-Богородичной церкви в Киеве была использована плинфа необычная: светло-жёлтого цвета и совсем тонкая – 2 см. А черниговские мастера использовали прямоугольную плинфу толщиной 5 см.
В сочетании с толстым слоем белого или розового раствора извести такая кладка выглядела необыкновенно красиво.
Камень обычно использовали только для фундамента, и лишь иногда храмы возводили целиком из природного материала – известняка, например церковь святых Бориса и Глеба под Суздалем.
Использовали для строительства храмов на Руси и более дешёвый материал – дерево. В деревянном зодчестве русские зодчие добивались поразительного совершенства: строили быстро, красиво, надёжно, без единого гвоздя, все элементы скреплялись только деревом.
Дошедшая до нас культовая деревянная архитектура удивляет и восхищает как внешней красотой, так и мастерством исполнения. Наиболее древний деревянный храм — церковь Ризоположения в селе Бородава Вологодской области, ныне на территории Белозерского монастыря, была срублена (построена) в 1486 году.
Устройство крестово-купольного храма
Храм имеет совершенно особое назначение, отличное от любого другого сооружения: обычного жилища, дворца, развлекательного учреждения, школы, больницы и т. п.
Храм создаётся для верующих, для их соборных молитв и совершения Таинств. Поэтому и строится он так, чтобы и внешний облик, и внутреннее устроение храма соответствовали этому назначению.
Главной внешней особенностью православного храма является его купольное завершение с водружённым на нём православным крестом.
Во внутреннем устроении здания храма особое значение имеет свод, символизирующий духовное Небо и сооружаемый таким образом, чтобы создавать впечатление глубины и вместе с тем незыблемости и прочности духовного мира – тверди небесной (вспомните, в каком смысле используется слово «твердь» в 1-й главе «Бытия»).
В христианских храмах используют разные типы конструкций сводов: крестовая, цилиндрическая, купольная и другие.
В Древнерусском государстве получила распространение крестово-купольная архитектурная система. Принцип её заключается в организации храмового пространства и главных несущих и опорных конструкций по типу креста с возведённым в центре куполом. В плане здание церкви как бы расчленяется крестом, перекрестье которого приходится точно на центр храма, то есть на подкупольное пространство между четырьмя столбами, где собираются верующие во время богослужения.
Вход в здание находится в западной его части, а алтарь располагается в восточной.
Главные и прочие столбы делят храм на нефы (неф – значит «корабль»). Это галереи, идущие от входа к алтарю. Нефов в храме может быть один, два, три и более, чаще всего – три или пять.
Над храмовым зданием вокруг главного купола могут располагаться меньшие по размерам купола. Число купонов всегда символично, например: один – соответствует Божиему Единству, три – символизируют Святую Троицу, пять – Христа и четырёх евангелистов, тринадцать – Христа и Его двенадцать учеников.
В деревянном зодчестве на севере Руси в XIV-XV веках сложился шатровый стиль, а в XVI веке он стал широко распространяться в строительстве каменных храмов центральной части России.
Шатром в архитектуре называется завершение башен, храмов, теремов в виде четырёхгранной или восьмигранной пирамиды. Такое завершение использовано, например, в храме Покрова Пресвятой Богородицы (храм Василия Блаженного), построенном в 1555-1560 годах на Красной площади Москвы по приказу Иоанна Грозного в честь завоевания Казани.
Шатровый стиль украшает и Храм Вознесения Господня, построенный на высоком берегу Москвы-реки в Коломенском (Москва). Храм был освящён 3 сентября 1532 года. В 1649-1652 годах в Москве была построена церковь Рождества Богородицы в Путинках, ставшая последним храмом в Москве с шатровым завершением.
В 1652 году патриарх Никон запретил строительстве шатровых храмов, и с этого времени шатры строились только для колоколен.
Позднее строительство таких храмов возобновилось В Первомайском районе Минска недавно освящён шатровый храм – храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших.
Автор: Ольга Ивановна Волосюк