21 октября 2017 года состоялась паломническая поездка в Свято-Успенский ставропигиальный мужской монастырь – главный духовный центр белорусского православия, место пребывания величайшей святыни – иконы Божией Матери «Жировичская».
Паломники посетили позднюю Божественную Литургию в Успенском соборе. После Божественной Литургии – молебен с акафистом пред иконой Божией Матери «Всецарица».
Были также обзорная экскурсия по монастырю, трапеза в монастырской трапезной, посещение источника…
Жировичский Свято-Успенский мужской монастырь – главный духовный центр белорусского православия. Своим возникновением монастырь обязан чудесному явлению иконы Пресвятой Богородицы в 1470 году во владениях Александра Солтана. Иконка из яшмы была найдена местными пастушками в лесу на дикой груше, стоявшей под горой над ручьём. Величиной она была с ладонь. Солтан не обратил особого внимания на икону и спрятал её в ларец. На следующий день икона из ларца таинственным образом исчезла. Вскоре пастухи вновь нашли её на том же дереве. Солтан понял, что его дом не место для хранения святыни и дал обет построить на этом месте церковь.
После сооружения деревянного храма здесь возникло селение, и образовался приход. История и летописи донесли до нас ряд интересных фактов о чудотворности Жировичского образа. Впоследствии под сень Чудотворной матери Матери Божией стали стекаться люди, ищущие монашеского жития, и в Жировичах образовался монастырь. Жировичская икона Божией Матери входит в состав 100 самых значимых православных икон мира.
С момента своего чудесного явления на ветвях груши чудотворная икона фактически никогда не покидала стен обители. Она хранится в особом киоте слева от царских врат Свято-Успенского собора, как величайшая святыня. Эта икона – самая маленькая из почитаемых богородичных икон. Её размер – 5,6 / 4,4 см. Икона представляет собой овальный кусочек яшмы с рельефным изображением Богородицы с Младенцем на руках. В иконографии такие изображения относятся к типу «Умиление». Хотя изображение как бы схематичное, т.к. мы не можем различить лиц, мелкие детали не прорисованы, от первого же взгляда на икону остаётся впечатление необыкновенной утонченности и глубины.
Как считают исследователи, аналогов Жировичской иконе фактически нет. Существуют только три похожих образка, относящиеся к 14- началу 16 столетий. Святыня почитаема нами как нерукотворная, ибо была явлена чудесным образом. В иконе всё необыкновенно и таинственно. Предание гласит, что первоначально икона излучала прекрасный свет и тонкий аромат и лишь в последствии поблекла и потемнела. Ясно различимые трещины на образе напоминают о пожаре, в котором она побывала.
Существует несколько списков Жировицкой иконы. Изображается она по-разному. Есть традиция изображения иконы в окружении цветов. С самого момента явления иконы возле неё начали происходить чудесные исцеления, многие из которых записаны в летопись Жировичского монастыря. Эти чудеса продолжаются и в наше время. Благодатная сила святыни всё ещё хранит наш народ.
Автор: Волосюк Ольга Ивановна