История храма

Сегодня многие знают, что первая церковь в Смолевичах была построена в 1508 году князем Константином Острожским. А узнали они об этом из брошуры Г.В.Разумова, О.А.Кузнецова “Смолевичи”. Этот же год указан и в церковной клировой ведомости за 1843 г и в книге Ю.А. Якимовича “Зодчество Белоруссии”.

Но ряд авторов называют другую дату, ссылаясь на первый том Археографического сборника документов, относящихся к истории Северо-Западной России, изданный в Вильно в 1867 году, в котором напечатан документ №7 — «Дарственная запись Константина Ивановича, князя Острожского, Смолевичской Св. Николаевской церкви на три волоки земли с огородами и сенокосом» от 27 марта 1507 года, в которой говорится, что «церковь з ласки его светое добудовании». В конце текста оговорка, что напечатано это не с документа, а со списка документа, доставленного г. Ставровичем. А это известный приём российских фальсификаторов истории. Мол кто-то, когда-то этот документ переписал и сохранил. А вот историки своими исследованиями опровергают эти даты.

Ведь только в августе-сентябре 1507 года Острожскому удалось бежать из московского плена, где находился с 14 июля 1500 года, проиграв битву на Вядрошы. Среди них и Генадь  Сагановіч, які пішет аб гэтым ў кніге “Айчыну сваю баронячы.” После возвращения Острожского в Вильно 25 сентября, король Жыгімонт I Стары вернул ему его прежние староства (все на Украине).
Известно, что за военные заслуги Константину Ивановичу Острожскому было пожаловано много земель, что своё влияние он использовал в интересах русинской (украинской) православной церкви (не путать с русской православной церковью, в то время еще далеко не православной, а ариано-мусульманской церковью Великого Княжества Московского), что получил разрешение от короля на строительство двух православных каменных церквей в Вильно и, что русские (московские) летописцы называли его «врагом Божиим» (высказывание летописцев приведено в одной из статей Википедии).
А вот когда в действительности была построена первая церковь в Смолевичах, еще предстоит разобраться историкам.
В церковной клировой ведомости за 1843 год написано, что церковь была деревянная на каменном фундаменте, с одним престолом во имя святого Николая. Иконостас одноярусный с девятью  иконами. Церковь была хорошо видна от каждого конца местечка. Было видно, что она старая и требует ремонта. В 1909 году обветшавшую церковь разобрали и на ее месте построили новую. К церкви было приписано 7 кладбищенских каплиц (церквей), все деревянные с одним колоколом — в Городище или Замчище (построена в 1792), Плисе (1779), Заболотье (1818), Слободе Озерицкой (1772), Домашанах (1772), Динаровке (1762), Подыгрушье (1792).
Известно, что в 1811 г. ксендзом в Смолевичской Униатской православной церкви служил Федор Матфеев Зубович 46 лет, из шляхтичей.
При его участии, в 1839 году, нашу православную Униатскую церковь «приняли» в так называемую русскую (московскую) православную церковь, с обрядами отличными от обрядов Константинопольской и нашей православной церкви. А что предшествовало этому «принятию»?

В 1838 г генерал-губернаторы были наделены чрезвычайными полномочиями, из-за опасности неповиновения нашего народа, во время «принятия». Все упорствующие ксендзы были заключены в монастыри, лишены приходов, вывезены вглубь России. Под давлением властей, 1305 ксендзов, вынуждены были согласиться и дать расписки о готовности принять православие московского образца, а 593 все-таки нашли силы отказаться. Правда, после Полоцкого собора некоторые, из отказавшихся ранее, тоже дали расписки, чтобы избежать репрессий.

В январе 1839 г в Витебскую и Минскую губернии были введены дополнительные войска. Но перевод в чужую веру прошел спокойно, так как народ о нем узнал не сразу. Обнародование акта Полоцкого собора началось в апреле, а закончилось в августе. Многие Униаты, не согласные с переводом, оказывали сопротивление согласившимся приходским священникам еще два десятка лет. Вот такое было добровольное «воссоединение» церквей. В 1842 г, вместо уже состарившегося Федора Зубовича, приходским священником в Смолевичи был назначен его сын Иозефат, окончивший в 1817 г Ляденское училище. И отец, и сын Зубовичи, по всей видимости, тоже писали расписки о сдаче нашей Униатской веры.

С 10 января 1856 года приходским священником стал Гавриил Михайлович Зубкович. Через сорок лет в Смолевичской церкви начал службу и его сын Владимир. С 1908 года священником в церкви служил Владимир Петрович Зенюк. На Смолевичском кладбище по улице Социалистической, не далеко от ворот, слева от дороги, можно увидеть уникальный надмогильный памятник священнику В.П.Зенюку.

 Исследователь истории Смолевич Николай Мурашко.

Источник: http://smaliavichy.by/2012/03/istoriya-smolevichskoj-cerkvi/

Оставить комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *