В 1880 году в небольшом селе Дубинец Пинского уезда в семье священника родился мальчик, которому суждено было пройти непростой жизненный путь — путь священства и путь мученичества.
Димитрий Иоаннович Плышевский родился в 1880 году в семье потомственного священника в с. Дубинец Пинского уезда. О раннем периоде его жизни известно не много. По воспоминаниям внучки отца Димитрия — Ольги Дмитриевны Денисовой, он «много читал и был образованным человеком. Отличался высоким ростом, крепким здоровьем, обладал прекрасным голосом». В 1905 году он окончил Минскую Духовную Семинарию и вскоре женился на Александре Павловне Киркевич которая также происходила из священнической семьи. Ее родной брат, Антоний Киркевич, позднее стал видным минским протоиереем, служил в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе, других храмах города и был расстрелян в 1937 году.
После рукоположения в сан священника отец Димитрий Плышевский исполнял свои обязанности с редкой самоотдачей.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Острожанки (под Мозырем) стала храмом, в котором начал свой пастырский путь молодой священник. Спустя три года его перевели в село Лядец, а в 1915 году — в Омговичи (недалеко от Бобруйска). Жизнь семьи священника частыми переездами нередко напоминает жизнь семей военнослужащих. Спустя два года служения в храме Рождества Богородицы в Омговичах отец Димитрий получил и свою первую «медаль» — набедренник. Эта награда, которую вручают священникам за самоотверженное служение, представляет собой прямоугольный плат с изображением креста, носится на правом бедре как символ духовного меча.
После Октябрьской революции отца Димитрия ждал перевод на новое место служения. На этот раз — село Узляны Игуменского уезда Минской губернии.
Как рассказывает Ольга Денисова, «семья Плышевских жила очень скромно. У них было четыре дочери: Лидия, Леонилла, Нина и Вера. Все девочки сами шили себе верхнюю одежду. Батюшка Димитрий был строгим отцом семейства, поэтому у Плышевских никто никогда не бездельничал. У каждого были свои обязанности. Сам отец Димитрий очень любил рыбачить. Большую часть своего улова он раздавал малоимущим. Даже в быту отец Димитрий никогда не снимал подрясника, хотя мальчишки дразнили его и смеялись над ним. В кругу домашних отец Димитрий часто рассказывал о тех притеснениях, которым он подвергался со стороны власть предержащих, говорил о том, что от него требуют отречься от Церкви, но «с Божией помощью он будет держаться и не пойдет на предательство».
По-своему название села Узляны стало символичным: именно здесь случился первый арест. Произошло это в разгар коллективизации, примерно в 1930г. По рассказу О. Денисовой, причиной ареста явилось то, что отец Димитрий не сумел своевременно выплатить налог за действующий храм. Не хватило средств. Тогда к нему домой «пришли представители властей и забрали все мало-мальски ценное в доме и храме. Когда они начали отряхивать сад, отец Димитрий стал молиться за пришедших, приговаривая при этом: «Прости им, Господи, ибо не ведают, что творят». На это творившие беззаконие сказали, чтобы он молился не за них, они неверующие, а за то, чтобы облегчился их труд по отряхиванию деревьев. Отец Димитрий исполнил их пожелание и произошло…чудо. Яблоки и груши сами посыпались с деревьев на землю». Случай это вошел в семейное предание Плышевских. Священник провел в заточении несколько недель и вышел только благодаря смелости и настойчивости своей супруги и прихожан. Многочисленные подписи были собраны в его защиту. Можно только догадываться, как обращались в тюрьме с заключенными… Отец Димитрий вышел оттуда с одним зубом.Истязатели долго избивали священника, заставляли снять крест. Но он выстоял.
Вскоре храм в Узлянах закрыли. Однако в деревне Смолевичи в церкви Святого Николая нашлось место для второго священника. После первого ареста было бы легкомысленно думать, что этим все закончится. Но постоянная готовность к опасности не сломила отца Димитрия. Он продолжал все так же горячо служить Богу и людям.
В 30-е годы дочери отца Димитрия начали самостоятельную жизнь. Старшая Лидия стала учительницей. Нина трудилась дояркой. Леонилла была бухгалтером. Младшая, Вера училась в школе в Минске. Незадолго до своего второго ареста, в предчувствии надвигающейся беды. Отец Димитрий, как говорит О. Денисова, «был очень серьезен и много грустил». Матушке Александре дал последние указания относительно дочерей. Утешал ее и призывал крепиться. Говорил: «Грядет кровавая война, война моторов…». Предчувствия не обманули его.
За ним пришли 26 сентября 1937 года. Кровавый год, унесший жизни огромного количества людей. Поводом к аресту явилось то, что он давал читать своим знакомым жития святых, которые приравнивались в те времена к литературе антисоветского содержания. Другим основанием к аресту послужило близкое знакомство отца Димитрия с епископом Филаретом (Раменским), находившимся в то время в тюрьме НКВД БССР г. Минск.
На допросах, а их было всего два, священномученик держался твердо, ни в чем не сознался, ни на кого не донес, на сотрудничество с властью не пошел. Отец Димитрий вел себя с исключительным мужеством. Об этом свидетельствует, к примеру, протокол его допроса от 25 октября 1937 года.
«Вопрос: Вы обвиняетесь в том, что состояли участником контрреволюционной повстанческой организации. Расскажите следствию правду!
Ответ: В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю.
Вопрос: Следствием установлено, что Вы были завербованы в контрреволюционную организацию, еще раз требую откровенно рассказать о своей контрреволюционной деятельности!
Ответ: Я ни в какую контрреволюционную организацию завербован не был и контрреволюционной деятельности не проводил.
Вопрос: Все это наглая ложь! Вы были завербованы в контрреволюционную организацию епископом Филаретом (Раменским).
Ответ: Этого никогда не было, меня Раменский, и вообще никто, в контрреволюционную организацию не вербовал».
До нас дошел протокол допроса отца Димитрия. Его долго принуждали сознаться в причастности к контрреволюционной организации.
Кроме отца Димитрия были арестованы прихожане Смолевичской церкви: Адам Семенович Попович (житель д. Миколаевичи Заболотского сельсовета), Григорий Францевич Розум (житель д. Черниковщина), Родион Васильевич Якубицкий (из Смолевичей). Все они входили в церковный совет, за что и подверглись аресту. Каждого из них приговорили к 10 годам лишения свободы с заключением в концлагере.
Разбирательство по делу проводила Особая тройка НКВД. Расследования этих временно организованных уголовных органов, действовавших в 1937–1938 годах по указу Н.И. Ежова, практически без исключения завершались обвинением. 19 ноября 1937 года священника Димитрия Плышевского приговорили к смертной казни через расстрел. 19 января, на Крещение, он был убит и похоронен в общей могиле…
Обстоятельства его мученической смерти неожиданно прояснились спустя несколько лет. Когда началась война с немцами, к матушке отца Димитрия, которая жила в годы оккупации у своей дочери Леониллы в Минске на ул. Беломорской, пришел неизвестный человек, сказавший, что «отца Димитрия искать больше не нужно, его казнили», и добавивший, что казнь происходила следующим образом: «для нее выкопали яму, согнали туда много священников и закопали их живыми тракторами». В подтверждение своих слов незнакомец показал родным иерейский крест отца Дмитрия и ушел, пожелав остаться неизвестным…
В 1999 году священномученик Димитрий Плышевский решением Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви был прославлен как местночтимый святой. Сегодня его имя включено в список новомучеников и исповедников Российских.
Дни памяти: 21 января (8 января по старому стилю)
Моли Бога о нас, угодниче Божий священномучениче Димитрие!
Использованные материалы:
Юлия Гойко «Священномученик Димитрий Плышевский» http://svjatye-obitel.ru/svyatoj-svyashhennomuchenik-dimitrij-plyshevskij/
Протоиерей Ф. КРИВОНОС «Димитрий Плышевский. Священник и священномученик.» http://kraism.by/info-region/9976-dmitriy-plyshevskiy-svyaschennik-i-svyaschennomuchenik.html